Педагогика высшей школы

Педагогика высшей школы
   — отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования.
   Важнейший раздел П.в.ш. - дидактика, предметом исследования которой являются сущность уровня высшего профессионального образования в многообразии его проявления (многоуровневость высшего образования, формирование направлений и специальностей), отличие от других уровней профессионального образования и проблемы преемственности с ними, роль и место высшего образования в системе подготовки кадров и в системе непрерывного образования. Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учётом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта (см. Стандарты образовательные). В дидактике исследуются проблемы реализации содержания образования в учебном процессе с учётом возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов как средства повышения эффективности учебной деятельности; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности.
   Другой важный раздел П.в.ш. - теория воспитания и развития личности студента. Актуальной проблемой П.в.ш. является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, осуществляемой в процессе его взаимодействия с преподавателями. Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей; он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории. П.в.ш. исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодёжи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путём создания гуманитарной среды в высшей школе.
   П.в.ш. исследует также проблемы управления системой высшего образования в той его части, которая непосредственно связана с вопросами образования и обучения, как, например, прогнозирование развития содержания образования в высшей школе; качество подготовленности специалистов с высшим образованием, его соответствия современным требованиям потребителей; научно-методическое обеспечение учебного процесса; разработка и создание системы дидактических средств.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 188-189)
   См. также Высшие учебные заведения, История образования в России, Стандарты образовательные
   Ч48

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Педагогика высшей школы" в других словарях:

  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагог высшей школы — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание …   Википедия

  • Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) …   Википедия

  • Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогика великих цивилизаций Востока — На П. великих цивилизаций Востока определяющее влияние оказал подчёркнуто традиц. характер вост. общества; примат социального (семья, община, каста, гос во) или религиозного над личностно индивидуальным, синкретизм разл. сфер жизни людей. До… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Креативная педагогика — Креативная педагогика  наука и искусство творческого обучения[1]. Это  разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогикa (от… …   Википедия

  • Античная педагогика — направление общественной мысли, развивающейся как составная часть античной культуры. Античная педагогика явилась колыбелью европейского образования. В ее рамках сформировались идеи гуманизма и гуманистического воспитания, модель… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль пед. науки, изучающая организов. деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. И. т. п. как относительно самостоят. отрасль… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Кино и педагогика — кино и педагогика. Воспитательная функция кино вытекает из самой природы кинематографа как неотъемлемой части мировой культуры, и эта функция, в свою очередь, неотделима от образования. Принципиальная позиция советской педагогики предполагает… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»